Как научить ребенка здороваться


Вежливость во все времена высоко ценилась в обществе. Невоспитан¬ный человек воспринимается негативно, даже если он обладает массой других замечательных качеств. Понимая это, родители, сталкиваясь с нежеланием ребенка здороваться и прощаться, при¬ходят в ужас. Они чувствуют неловкость, а порой — стыд и вину за то, что их малыш не желает сказать "Здравствуйте!" или "До свидания!". Такой недочет в воспитании заботливые мамы и папы пытаются как можно скорее исправить.

Однако, устраняя пробелы в воспитании своего ребенка, родители не всегда представляют себе, как правильно это сделать.

Дети — это всегда радость, но вместе с тем и от¬ветственность за их развитие и воспитание. Молодые родители, не зная, как правильно воспитать свое дитя, в первую очередь вспоминают собственных мам и пап и их методы воспитания. С детьми мы заново на эмоци¬ональном уровне переживаем свое детство. Только смотрим уже на все не как ребенок, а как взрослый. Наше детство может всплывать в памяти и подсозна¬тельно: мы постоянно сравниваем себя со своим малы¬шом, с тем, как сами вели себя в детстве и как реагиро¬вали на это наши родители. Не задумываясь копируем воспитательную тактику последних. Но время предъявляет новые требования к методам воспитания. Авторитарностью и безосновательной тре¬бовательностью сегодня трудно достучаться до детей.

Важно помнить, что ребенок пока маленькая, но личность, которая хочет, а порой и требует, чтобы с ней обращались вежливо. Часто можно услышать, как ро¬дители в приказном тоне говорят сыну или дочери: "Поздоровайся!", "Извинись!". Маленький ребенок мо¬жет и не понимать, чего от него хотят, он может быть занят игрой или своими размышлениями и попросту не заметит, что мама недовольна. Вполне допустимо, что в данный момент он не хочет здороваться с этим взрос¬лым или ему просто лень или настроение плохое, или у него на это свои личные причины. Но это не значит, он не воспитан. Есть несколько причин, по которым дети могут отка¬зываться от слов приветствия.
Так, ребенок может не понимать, зачем надо здороваться, если ему этого не хочется. В данном случае от взрослого потребуются тер¬пение и выдержка. Важно объяснить малышу, для чего нужны слова приветствия. Сделать это нужно просто, без назиданий, приветливо и доступным языком.

Также он мог стать свидетелем разговора, в котором родители пренебрежительно отозвались о знакомых ему людях. Критикуя и обсуждая кого-то вечером и приветливо здороваясь с ним поутру, родители заставляют сына или дочь недоумевать: что правильно и хороню, а что нет. Важно, чтобы дошкольник не видел двойных стандартов поведения.

А может быть, ему просто не хочется здороваться в данный мо¬мент. Это стоит принять мамам и папам, разобраться с личными чувствами по поводу общественного мнения, не давить на маленького человечка, а позволить ему развиваться в своем темпе. Ребенку старше трех лет можно пару раз мягко объяснить, почему важно здороваться, а в будущем лишь напоминать ему об этом разговоре, если возникнет необходимость. Возможно, результаты появятся не так быстро, как хотелось бы, но зато у ребенка сохранится здоровая психика. Для дошкольника родители — самые главные люди в мире, и поэтому роди¬тельские слова становятся руководством к действию.

Безусловно, учить ребенка здороваться с окружающими необхо¬димо. Но не стоит заставлять его это делать. К решению проблемы рекомендуется подойти спокойно и терпеливо. Есть несколько правил, которые нужно помнить, обучая малыша правилам этикета.

Не надо устраивать громких скандалов по поводу вежливости ребенка. Это бесполезно! Превращение каждого случая в повод для разбирательства только увеличит болезненную застенчивость дошкольника. Обучение этикету требует времени и системного подхода, спокойствия. Пытаясь пре¬подать ускоренный курс, родители вызовут только раздражение и неповиновение малыша по другим не менее важным сторонам жизни. Первые уроки основ этикета малыш получает дома. Если семье свойственны соблюдение правил приличия и искренние отношения, то беспокоиться не о чем. У таких родителей не возникнет вопрос: "А как же научить ребенка здороваться?" Нужно помнить о том, что ребенка воспитывают не слова родителей, а обычные семейные будни. Показывайте детям примеры настоящей доброжелательности. Наблюдая ежедневно в родном доме случаи искрен¬ней симпатии к окружающим, ребенок сам захочет радовать всех встречных добрыми словами, Ориентируясь на родителей как на образец, он научит¬ся всем необходимым нормам поведения.Правила вежливости только ради правил не сформируют в ребенке чуткость и открытость, любовь к людям. Усвоенные нормы вежливости должны в дальнейшем перерасти в моральные принципы. Поэтому "дрессировка" хороших манер скорее навредит, чем поможет вырастить приветливого взрослого человека. За¬ставляя и принуждая детей желать доброго утра или доброго вечера, роди¬тели могут неосознанно мешать природному развитию эмоций у малышей. И как следствие, некоторые чувства можно приглушить навсегда. Если обучение своего ребенка основам вежливости родители мотивируют же¬ланием хорошо выглядеть перед людьми, то есть риск, что тот научится прятать свои истинные чувства от окружающих, а затем и от близких ему людей. Родителям важно задуматься, что для них важнее: воспитать чутко¬го, отзывчивого человека или безукоризненно вежливого и отвечающего всегда и во всем социальным стандартам. Чуткие люди не могут быть не¬вежливыми. Обучая вежливости, важно помнить, что дошкольник развивает СБОИ чувства и эмоциональную сферу. Он должен понимать, что, говоря "Доброе утро!", он желает человеку добра.

Внешняя вежливость не всегда является признаком искренности. Слова "Здравствуйте!", "Доброе утро!", "До свидания!" не только об¬щепринятая форма общения, но и имеют семантическое наполнение. Маленькие дети чувствительны к фальши и лицемерию. "Доброе утро!" для них — это действительно, радость, улыбка и добро. И если мама с утра хмурая и недовольная, то маленькому мальчику или девоч¬ке очень трудно поверить, что утро действительно доброе.

Итак, все обычные методы воспитания — от убеждения до наказания — оказываются негодными для развития способности чувство¬вать и любить людей. А значит, помогут вырастить лишь внешне ка¬жущегося вежливым человека.

Между тем существует несколько способов, способных помочь в решении данной проблемы. • Личный пример. Каждый день родители, взрослые в семье люди здороваются друг с другом легко и непринужденно, с радостью. Также здороваются с малышом, не требуя взамен его приветствия. В такой атмосфере ребенок узнает, что все друг с другом здороваются и это является нормой. Со временем он начинает делать то, что делают взрослые вокруг него, так как в этом возрасте малыши копируют старших до мелочей. Самый простой способ научить малыша здоровать¬ся — это пример самих родителей. Показывайте образец поведения. Если хотите, чтобы ребенок здоровался с соседями, — здоровайтесь с НИМИ первыми и громко. Ему останется только повто¬рить за вами. Ведь часто он просто не успевает вспомнить, что нужно сказать. Кроме того, помните, что если вам нравится говорить "Привет!", нельзя требовать от малыша здороваться по-другому. .Игра. Создайте игровую ситуацию, где все игруш¬ки говорят различные слова приветствия друг дру¬гу. Если увлечь ребенка и поиграть с ним в такую игру несколько дней, то будет легко донести до него, что люди также используют слова приветст¬вия.

• Чтение. Подберите сказку или детскую историю, где герои приветствуют друг друга. После прочте¬ния нужно подчеркнуть, как важно здороваться друг с другом. Непременно объясните ребенку, для чего это надо. Меньше всего ему понравится ответ: "Так принято, все так делают!" Расскажите, что через приветствие мы передаем людям любовь и хорошие пожелания. Или придумайте сами сказку "Что случится, если люди перестанут здороваться?". Ваше и детское творческое воображение заработает, и все получат удовольствие от тако¬го общения. Попросите малыша стать соавтором сказки. Предоставление права выбора. Дети очень любят, когда им разрешают принимать решения самостоятельно. Можно поз¬волить ребенку не здороваться, но при этом надо обязательно объяснить, что чувствует человек, которому не сказали "Здравствуйте!", ярко описать эмоции человека, обделенного приветствием. Спросите малыша, как он будет себя чувство¬вать, если его не заметят и не скажут хороших (волшебных) слов.

Похвала. Похвала для маленьких детей — замечательный стимул осваивать правила поведения. Мудро поступают те роди¬тели, которые закрепляют манеру поведения малыша востор¬женными словами. Дети очень хорошо улавливают позитив¬ную реакцию мамы или папы и так приобретают жизнен¬ный опыт. Фразы "Мне понравилось, как ты поздоровался с..." или "Сразу видно, что ты уже большой и понимаешь, как важно людям желать добра!" помогут принять детям правила человеческой жизни.

Следуя приведенным правилам и используя эти методические приемы, вы можете быть уверенными, что ваш ребенок вырастет воспитанным, доброжела¬тельным и приветливым человеком.



Дата: Понедельник, 27 Сентября 2010 | Просмотров: 1993 |


Нашли ошибку? Выделите ошибочный текст мышкой и нажмите Ctrl + Enter